18.05.10

Основные тенденции развития отрасли СМИ и массовых коммуникаций

2009 год

– главный фактор снижения доходов СМИ в 2009 г. – падение рекламного рынка на 26%, что в три раза больше падения экономики
в целом (7,9%)
– с IV квартала – положительная динамика: увеличение числа рекламодателей, рост объёмов размещения рекламы, рост прибыли до налогообложения, запуск и развитие новых проектов
– в традиционных медиа, особенно на телевидении, укрепляют свои позиции крупнейшие рекламодатели
– в сегменте прессе укрепили свои позиции издания-лидеры
– доля размещения в Интернете вплотную приблизилась к 10%
– основной источник дохода интернет-СМИ – баннерная реклама – росла медленнее контекстной
– рост активности в сфере слияний и поглощений

Первый квартал 2010 г. (относительно аналогичного периода 2009 г.)

– падение цены размещения рекламы по большинству рекламных носителей
– рост распроданности рекламного инвентаря
– рост расходов рекламодателей на 5%
– рост телевизионного рынка на 5%
– оценка рынка радио – от -6,5% до 0%
– рынок прессы – нулевой рост
– рост размещения в интернете 31%; в сегменте баннерной рекламы – рост размещения автомобильных, банковских компаний, компаний сферы недвижимости

Специфика ситуации в региональных СМИ

– существенные потери в 2009 г. в телевизионном сегменте (-33%) и сегменте прессы – (-30-50%)
– в первом квартале увеличилось региональное размещение в прессе (10-12%) и в сегменте радио (10%)

Прогноз

– стабилизация и постепенный рост цен на размещение по мере увеличения распроданности рекламного инвентаря; так, по телевизионному сегменту в III-IV кварталах 2010 г. цены могут вырасти на 15-20% относительно аналогичного периода 2009 г.
– рост активности в сфере «освоения» интернета как рекламного носителя как со стороны рекламодателей, так и со стороны медиа; усиление конкуренции внутри интернет-сегмента; вход новых рекламодателей на рынок интернет-рекламы; в III и IV кварталах 2010 г. сегмент баннеоной рекламы может вырасти на 30-35% относительно аналогичного периода 2009 г.
– более сильные игроки продолжат укреплять свои позиции и привлекать новую аудиторию за счёт реализации активных маркетинговых стратегий, запуска проектов, приобретения новых медиаактивов.

Совет по массовым коммуникациям
при Минкомсвязи России