Юрий КОСТИН: Перезагрузка произошла. Мы выстояли

По информации, предоставленной свежими рейтингами, радиостанция «Авторадио» стабильно входит в двойку ведущих станций, Радио ENERGY — абсолютный лидер в своей целевой группе, «Юмор FM» крепко держится у границы пятерки лидеров, а «Радио Алла» подрастает. И проекты продолжают развиваться. В этом, безусловно, большая заслуга основателя Вещательной корпорации «Проф-медиа», президента «Академии радио» Александра ВАРИНА. После его безвременного ухода ВКПМ, по решению акционеров, возглавил бывший вице-президент по связям с общественностью и международным отношениям Вещательной корпорации «Проф-Медиа», соратник Александра Александровича - Юрий КОСТИН. В интервью НСМИ новый глава ВКПМ рассказал о сегодняшней жизни корпорации и о своих планах.

В связи с неожиданным для всего медиарынка печальным событием, как Вы восприняли предложение возглавить холдинг?

Александр ВАРИН был настоящим лидером. Под его руководством ВКПМ превратилась в ведущую компанию на рынке. Авторитет этого человека был огромен. Понимая это, он часто закрывал собой амбразуры. Да что там говорить, многие за счет него могли позволить себе немного пофилонить. Потому что он находил время на факультативную работу, близко к сердцу принимал общие для отрасли темы, работал над укреплением авторитета «Российской Академии радио», участвовал в решении вопросов по смежным авторским правам. Все это делалось в интересах и ВКПМ, и индустрии в целом.

Быть назначенным руководителем такой компании — ступенька в карьере и большая честь для вице-президента. Однако есть и ощущение ноши. Я понимаю, что меня будут сравнивать, причем сравнивать не с кем-то, а с гением индустрии, будут присматриваться. В такой ситуации лучше не делать больших ошибок. В общем, я испытываю смешанные чувства. Но доверие «Проф-Медиа» — это серьезный фактор. Так что мы работаем.

Изменится ли что-то в связи с вашим назначением в кадровой политике холдинга, в составе радиостанций, в творческом плане?

В творческом плане пока ничего кардинально меняться не будет, да и глупо менять хорошее на лучшее. Разумнее сохранить то хорошее, что уже есть. И не сбавлять темп. В структуре, конечно, будут перемены, но опять же, не кардинальные. Ритм наших рабочих процессов сохранился и даже стал интенсивнее. Мы понимаем, какие задачи должны решить до конца года. Какие-то корректировки «по ходу пьесы» мы, естественно, будем делать, потому что ситуация на рынке меняется. В радиоиндустрии планировать на год — это смело, равно как и в целом в России. Тем не менее, лучше все-таки планировать — компания-то большая, подотчетная акционерам.

А вот как я буду эти задачи реализовывать — это уже мое дело. Ясно, что нужно сохранить творческий потенциал, порыв и дух команды. Мы хотим и должны показать всему медиасообществу и каждому из нас, что мы состоялись. Что мы — система, эффективная команда.

Что именно вы будете делать для увеличения аудитории? Появятся какие-то новые проекты или будете воплощать то, что только витало в воздухе в качестве идеи?

Еще до Нового года мы имели четкое представление по всем нашим форматам, какие акции и мероприятия будем готовить в 2010 году. Продолжим реализовывать запланированные ранее крупные проекты.

А это, прежде всего, участие в культурной программе во время Олимпиады в Ванкувере и наше партнерство с «Сочи-2014 — Русским домом». Мы будем вещать прямо оттуда, непосредственно из студии «Авторадио» в Ванкувере. Утреннее шоу на время Олимпиады переедет туда. Это грандиозный проект и с точки зрения продвижения «Авторадио» как российской общенациональной станции, и в плане международного расширения радиовещания. Грандиозный хотя бы потому, что мы будем вещать на одной из местных частот, на местной радиостанции. Раньше такое было практически невозможно: осуществлять параллельное вещание из капстраны и одновременно на ее территории. Дело, надо сказать, не просто подчеркивающее значение авторитета «Авторадио» и нестандартность наших находок. Это — вклад в улучшение имиджа России в целом. И я не преувеличиваю. Соглашение, необходимое для реализации вещания, уже достигнуто. Ждем специального разрешения от правительства Канады. Наши партнеры обещают, что оно будет на днях.

Что касается Радио ENERGY, то оно будет продолжать продвигать свой бренд в соответствии с потребностями аудитории. Так, сейчас запускается очередной зажигательный проект «Мачо за час». Кроме того, у нас немало проектов, совместных с ТВ. В первую очередь с «Первым каналом», с которым у нас стратегическое партнерство. Я несказанно рад этому, т.к. они — производители высокорейтингового телевизионного контента. В этом смысле хорошим партнером для нас является «Юмор FM». На «Первом» в новогоднюю ночь по традиции показывали нашу «Дискотеку 80-х», а также компиляцию из лучших моментов за всю историю этого фестиваля «Авторадио». На «РЕН-ТВ» «Дискотека» транслировалась около 12 часов — с полуночи 31 декабря до полудня 1 января. Немало интересного мы планируем и для «Радио Алла» совместно с Аллой Борисовной ПУГАЧЕВОЙ.

Также у нас имеются планы на более отдаленное будущее. Например, имеется задумка провести в 2011-м году большой летний фестиваль под эгидой «Авторадио». И туда, скорее всего, мы включим проект «Дискотека 80-х».

Значит, «Дискотека 80-х» продолжится?
«Дискотека 80-х» либо станет частью этого фестиваля, либо сохранится в качестве отдельного проекта, правда, видоизмененного. Конкретнее решим ближе к концу второго квартала 2010 года.

Ваши планы в региональной политике?

К нашим сетям в 2009 году присоединилось еще 39 городов. У нас 7 собственных филиалов, в которых будут развиваться все наши форматы в городах-миллионниках. В начале января мы объявили о запуске 9 новых передатчиков для Московской области. Стратегия ясна, и мы постараемся осуществить все, что задумано. Конечно, с учетом обязательной корректировки ситуации по результатам мониторинга медиарынка.

Стоит отметить, что ВКПМ показала удивительную жизнеспособность. Ведь 2009 год — кризисный во всех отношениях. Столько хороших людей ушло, столько планов не удалось реализовать... Уход Александра ВАРИНА — это был удар, но перезагрузка, которая произошла (а она действительно произошла), сделала нас сильнее.

Сильно ли упали рекламные доходы по сравнению с 2009 годом?

Мы ожидали большего падения. Я думаю, что реальная ситуация оказалась лучше прогнозов где-то процентов на 10. В 2010 году тоже придется жить по средствам, как и в 2009-м. Однако кризис несет в себе и некоторый позитивный элемент. Мы всегда считали и считаем, что стакан скорее наполовину полон, чем наполовину пуст. 2009-й год заложил основы дальнейшего роста. Начнется ли этот рост в конце 2010-го года или в 2011-м неизвестно, но он обязательно начнется.

Как, по-вашему, кризис повлиял на отрасль в целом?

Подействовал отрезвляюще. В первую очередь на людей, которые много вкладывали в развитие. К сожалению, он привел к стагнации рынка купли-продажи. Имели место единичные случаи успешных сделок. Очень сильно упали в цене радиостанции в Москве и регионах.

Отрезвляющая составляющая кризиса в том, что люди научились экономить и больше креативить. Компании научились сотрудничать друг с другом. Сговорчивее стали партнеры и клиенты по совместным акциям.

И совершенно точно то, что кризис консолидировал разумных игроков рынка. Что, в частности, вылилось в создание совместного sales-house ВКПМ-РМГ.

Все же 2009-й год для радио очень ценный и важный, я бы даже сказал судьбоносный. Он подтвердил жизнеспособность лидеров. Теперь совершенно ясно: они лидеры не потому что кто-то назначил их лидерами, а потому, что они добились всего собственными усилиями, талантом и самоотверженностью.

Ваш прогноз на 2010 год для всего медиарынка и для радио в частности.

Если мы, отталкиваясь от показателей 2006 года, к которым скатилось радио, начнем понемногу расти, возвращать потерянные позиции, то я считаю, что это будет успехом для всех.

Вообще, радио — очень «живучее» медиа. По прогнозам специалистов из NAB и Radio Express, даже аналоговое радио, будет жить как минимум до 2050 года. Цифровое вещание пока развивается медленно. Спутниковые пакеты радиостанций — это другая культура слушания. Когда в пакете сотня радиостанций, то каждая в отдельности безлика. Традиционное же FM-радио все же воспринимается эмоционально. Даже если музыка не такая уж правильная, его все равно слушают. И даже если ругают — то ведущий что-то «ляпнул», то еще что-то — это все равно отношение, связь слушателя с радиостанцией. В целом же у меня оптимистический прогноз, и если бы не трагедия декабря, мы входили бы в этот год с улыбкой.

Журнал «Новости СМИ»