Будущее - за конвергентными медиа

В начале февраля в Москве состоялось очередное заседание Российской Академии Радио (РАР), на котором главным вопросом стало избрание президента РАР, взамен безвременно ушедшего А.ВАРИНА. Единогласным решением академики избрали президентом РАР Андрея Юрьевича РОМАНЧЕНКО, заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. НСМИ решили спросить нового президента РАР о его планах в новой должности, о прогнозах развития Академии Радио и отрасли в целом.


Андрей Юрьевич, Вас уже можно поздравить с избранием на пост Президента Академии радио? Как относитесь к новой должности, какие планы собираетесь претворять в жизнь в качестве Президента РАР?

Думаю, поздравлять пока рано. Вы же понимаете, что этому избранию предшествовала трагедия - неожиданная смерть нашего друга, А.А.ВАРИНА. Она оказалась настоящим шоком для всех радийщиков. Александр Александрович был для многих и другом, и надежным партнером в различных проектах. Да и просто личность была по-настоящему харизматичная. А Академия радио - одно из его детищ, которое ВАРИН создал и поддерживал. Так что обойдемся без поздравлений.

Тем более что перед избранием пришлось решать многие организационные вопросы. Я - государственный чиновник, и в этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, я знаю государственную систему и своими навыками могу помочь РАР, с другой - чиновник, возглавляющий весомую в медиаотрасли общественную организацию - это непривычно. Хотя Академия радио - это даже не общественная организация, а скорее индустриальный институт, работающий над лоббированием интересов отрасли в целом. Да и прецедент уже есть: М.Е. Швыдкой, возглавляет Российскую Академию ТВ - работает, и ничего плохого не происходит.

Кроме того, все участники радиорынка знают - у меня уже много лет нет экономических интересов в этой сфере, но в то же время я хорошо знаю работу и проблемы отрасли.

Расскажите, пожалуйста, о введении института вице-президентов в Академии радио.

Многими вопросами, такими, например, как рекламный рынок в коммерческом сегменте радиовещания, ежедневно (как это делал А.А.ВАРИН), я просто физически не успеваю заниматься. Поэтому для оказания помощи, консультаций, совместной деятельности до создания механизма, обеспечивающего работу Академии радио, были избраны два вице-президента - Юрий КОСТИН и Юрий ФЕДУТИНОВ.

В принципе, когда проходило выборное собрание Академии, одним из главных вопросов деятельности РАР на ближайшее будущее стал вопрос создания механизма управления и упорядочивания деятельности, подобный тому, который существует в Телеакадемии. Этот вопрос поднимался еще при жизни А.А.ВАРИНА: тогда мы обсуждали и Устав, и условия членства, и возможности финансирования. Нынешняя РАР выстроена с учетом личности самого Александра Александровича, что он и сам прекрасно понимал, осознавая необходимость создания организации, где вопросы управления и системы финансирования станут прозрачными для всех участников Академии. В ближайшее время этот вопрос будет обсуждаться на заседании РАР.

Какова предполагаемая система финансирования Академии радио?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно до заседания Академии. Варианты рассматриваются разные: и ежегодные членские взносы от академиков, и выделенное финансирование отдельных проектов РАР. Возможна даже поддержка проектов через гранты от государства. А почему нет? Сейчас государство поддерживает множество различных медиапроектов, признанных социально значимыми. Эта программа существует более 10 лет, и в нее входят ТВ, радио, интернет-СМИ. Пример - информационный портал о профессиональных и кадровых ресурсах медиаиндустрии MediaJobs.ru (ООО «Штаты.ру»), который работает за счет государственных грантов.

Однако, подчеркиваю, Академия радио - это все же индустриальный комитет, некое профессиональное объединение, которое пытается лоббировать интересы отрасли в целом. Как вы знаете, в прошлом году были подписаны протоколы с РАО и ВАИСом, которые создали единые правила игры, одинаковые и понятные для всех участников радиорынка. Это - заслуга и Академии радио, и лично А.А.ВАРИНА.

Сейчас мы стараемся сделать так, чтобы данные правила распространялись на всех радийщиков - и членов Академии радио, и не входящих в ее состав. Но здесь возникают определенные сложности - некоторые территориальные подразделения РАО толкуют протоколы так, будто они распространяются только на членов Академии радио. Мы же считаем такой подход в корне неправильным - установленные договоренности касаются всей отрасли, а не отдельных ее игроков. На местах, в маленьких городах, вне зависимости от того, кому принадлежит РС, должны действовать одинаковые правила и договоренности. Тогда мы постепенно добьемся порядка на радиорынке.

Также ведется работа с РТРС по тарифам. Хотелось бы, чтобы создаваемая методика расчетов тарифов РТРС была единой для всех игроков рынка, а не только для входящих в Академию радио.

Сколько времени потребуется для окончательного формирования методики расчетов тарифов РТРС?

Ф. КАРМАЛИТО, возглавляющий рабочую группу по переговорам с РТРС, сказал, что уже в июне 2010 года будут представлены предварительные результаты переговоров. Это нелегкая работа. Для расчетов тарифов существует некое конечное количество входящих данных (не более 12). Соответственно, в формулу расчета вводятся 12 цифр с учетом различных коэффициентов региона. Не секрет, что в российских регионах цены на электроэнергию и землю, а также заработная плата разнятся. Соответственно, и тарифы рассчитываются для каждого региона.

Учитываются ли при расчете тарифа формат станции и форма собственности? Условно говоря, будет ли повышающий тариф для музыкальных или частных станций?

Думаю, что нет. Какое отношение к радиосигналу, который идет в эфир, имеет форма собственности или контентное наполнение? Никакого. О подобных преференциях речи нет.

В то же время существуют субсидии на оплату доставки теле- и радиосигнала так называемого «Первого мультиплекса», определенного Указом Президента № 715. Согласно ему, телеканал «Культура», детско-юношеский телевизионный канал, телеканал «Спорт», Первый канал, «Петербург - 5 канал», телеканал «Россия», Российский информационный канал, НТВ, а также радиопрограммы «Вести FM», «Маяк» и «Радио России» получают дотации от государства на передачу своего сигнала в города с населением до 200 000, а, начиная с 2011 года, - до 100 000 жителей. В остальных случаях правила прозрачны и одинаковы для всех.

Какие еще долгосрочные планы обсуждаются Академией радио?

Разумеется, переход на «цифру». В ближайшее время выйдет нормативный акт правительства о стандарте перехода на «цифру», и уже принята Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 гг.» с финансированием до 13 млрд. рублей. Переход на цифровое вещание неизбежен, и мы хотели бы ближе к осени провести круглый стол с участниками радиорынка, чтобы обсудить все назревающие проблемы цифрового перехода.

Кроме того, как вы знаете, у нас немало проблем с мощным радиовещанием и с радиовещанием на длинных, средних и коротких волнах - как за счет качества сигнала, так и за счет ограниченности аудитории. И все же, с моей точки зрения, все эти диапазоны вещания должны сохраняться - ведь территория России огромна. И, например, более 60% Якутии, с оленеводческими хозяйствами и геологоразведочными партиями, покрываются как раз мощным вещанием. Здесь, вероятно, ключевую роль в распространении сигнала будет играть государство.

Что же касается FM и УКВ, то в одной только Москве - 53 FM-радиостанции. Это чрезвычайно конкурентный, очень жесткий, забитый контентом рынок. Если при переходе на «цифру» на том же рекламном рынке мы откроем возможности для создания не 50, а 500 радиостанций, то рынок просто рухнет. А чисто технически такие возможности есть. Более того, можно открыть и 600, и 800 станций.

Поэтому переходить к вещанию в цифровом формате нужно очень аккуратно. Здесь крайне важна позиция государства - каким образом, какими шагами, в какой последовательности будет осуществляться переход. Все это требует внимательного изучения и обсуждения.

Далее, есть еще один проект - единый глоссарий терминов для радиоиндустрии. Академия так сформулировала это направление работы: «Определение и унификация основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций и предложение единого глоссария для радиовещательного сообщества». Я считаю, что такой словарь радийщикам просто необходим.

Отдельный пункт деятельности Академии радио - работа с Федеральной антимонопольной службой, которая очень часто вмешивается в различные аспекты деятельности радиостанций. Например, начинает по отдельности считать региональную и сетевую рекламу, причем не в приложении к одной лицензии: лицензия-то действительно может быть одна, если кто-то работает как сетевой партнер крупной радиостанции. В результате, сокращают региональную рекламу, не давая, таким образом, зарабатывать региональным радиостанциям. Взаимодействие с ФАС и другими структурами, разумеется, оформляется и фиксируется письмами, протоколами - т.е. проводится обычная официальная работа.

Ваш статус госчиновника усилит лоббистские возможности РАР, или вы принципиально не будете им пользоваться?

10-летний опыт работы в госструктурах позволяет мне более четко видеть алгоритмы взаимодействия - что, кому и как написать, кто и в какое время принимает решения. Это ведь тоже определенная наука. Так что в этом смысле мой статус, безусловно, поможет. А вот в постановке и формулировке проблем участвуют все члены Академии, и прежде всего, конечно, вице-президенты. Они лучше меня видят те процессы, которые происходят в коммерческом радиовещании.

Как вы, гуманитарий по образованию, оказались вдруг причастным к радио?

Институт я закончил в 1983 году, а уже в 1986-м стал работать на Гостелерадио СССР, в норвежской редакции иновещания - как редактор, как выпускающий, как переводчик, даже иногда как диктор. И к 1990 году, когда мы затеяли «Радио РОКС» - коммерческое радио, первую частную радиостанцию в России - я уже понимал процессы, происходящие в радиовещании. В то время мы не нашли возможностей вещать из России. Гораздо проще было снять студию в Осло и начать вещание оттуда. «Радио РОКС» делала отличная команда - ее костяк вышел из иновещания - С.АРХИПОВ, С.КУРОХТИН, А.ЗЛОБИН, О.ПОДРИГА, покойный О.ВАКУЛОВСКИЙ и многие другие известные в радиосообществе люди. Будучи генеральным директором, я занимался всем и отвечал за все.

Затем вы ушли в принципиально новый тогда медиасегмент - связи с общественностью…

Да, группа «РОКС» купила банк «Аэрофлот», и я в должности вице-президента занимался связями с общественностью, потом ушел в телеиндустрию. Еще были журнал, газета, интернет-проекты… Собственно, так я и познакомился со всеми сегментами медиабизнеса.

Помогает ли вам этот опыт в вашей нынешней деятельности госчиновника?

Бесспорно, помогает. Когда я пришел в Министерство, пришлось учиться административной работе на уровне Министерства; но как делать журнал, телепередачу или строить радиостанцию - этому меня уже не нужно было учить. Хотя, никак не предполагал, что стану чиновником, и более того, проработаю им целых 10 лет.

Может быть, это не последний виток вашей карьеры медиаменеджера?

Надеюсь на это.

Вы верите в будущее объединенных редакций? Может ли журналист работать одинаково успешно и на интернет-продукт, и на печатный проект?

Конвергентные медиа сейчас наиболее интересны. Я думаю, что за ними будущее. Вы посмотрите: сегодня любая газета или журнал, радиостанции и ТВ имеют интернет-версии. Сейчас выстраиваются конвергентные редакции, которые работают одновременно на несколько проектов с разной целевой аудиторией. Я думаю, сейчас у нас растет новая формация профессионалов, которые могут легко перестраиваться в создании контента для ТВ, для печати и для интернета. Журналисты сегодня черпают информацию из интернета, печатных СМИ, теле- и радиопрограмм. Мне кажется, сейчас легче переходить на разную форму подачи материала. Во всяком случае, в России конвергентными медиа уже пробуют заниматься, и я думаю, что за объединенными редакциями не только большое, но и неизбежно успешное будущее.

В последнее время государственные служащие чуть ли не в обязательном порядке ведут блоги. Вы ведете свой личный блог?

Нет, не веду. Это всегда было для меня проблемой, еще со времен работы в Гостелерадио. Всегда почему-то возникал вопрос «А кому это нужно?». Однако прежние интервью, статьи были работой. Сейчас же, учитывая, что я не политик, а госслужащий, не вижу смысла вести блог. Мой блог - это моя работа и ее результаты.

РОМАНЧЕНКО Андрей
Должность: заместитель Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Стаж работы: с 1986 года
Карьера: 1986-1990 годы - редактор отдела радиовещания на скандинавские страны и Финляндию Гостелерадио СССР. 1990-1993 годы - генеральный директор «Радио РОКС», 1993-1995 годы - вице-президент банка «Аэрофлот». 1995-1997 годы - генеральный директор телекомпании «РВ-продакшнз». 1997-1999 годы - генеральный директор ЗАО «Всемирные географические исследования». 1999 год - руководитель пресс-службы, начальник управления ФСТР России. 1999-2004 годы - заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. С апреля 2004 года - заместитель Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Отметили: 2003 г. - звание «Почетный работник телевидения и радио». 2003 г. - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга». 2004 г. - медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (Госкомстат России). 2005 г. - медаль «В память 1000-летия Казани». 2007 г. - орден Дружбы.
Семья: женат. Имеет двух сыновей и дочь.
Кредо: «Всегда!»
Хобби: книги, путешествия, коллекционирование оружия.




АКМР, журнал «Новости СМИ», №7 (295) апрель 2010.