Год шансона. Бархатный сезон

В этом году «Радио Шансон» отмечает юбилей. Выход радиостанции, которая, несмотря на скептические прогнозы, стала успешной и прибыльной в первые же месяцы работы, случился 10 лет назад. Сегодня «Радио Шансон» ретранслируют в 162 региональный центрах России и ряда стран СНГ, а с учетом прилегающих населенных пунктов слушают почти в 700 городах. В год десятилетия «Радио Шансон» оба ресурса Вещательной корпорации «Шансон» - «Шансон-ТВ» и «Радио Шансон» - вышли на европейский спутник - платформу Hot Bird, что позволит значительно увеличить охват аудитории. Как радиостанции удается держаться в пятерке лидеров, а всей корпорации - не пошатнуться после кризиса, сохраняя доходы, громко провести «Шансон Года» и с размахом встретить юбилейный год, информационно-аналитическому журналу «Новости СМИ» рассказал генеральный директор «Радио Шансон» Владимир Маслов.


- Владимир Николаевич, десять лет назад началось вещание «Радио Шансон». Что запомнилось больше всего?

- Запомнился наш «безумный», как тогда говорили, выход на УКВ, о чем сегодня мало кто помнит. Оговорюсь сразу: на тот момент всем известной частоты 103.0 FM у нас не было. При этом на рынке было порядка 30 радиостанций, успешно вещающих в FM-диапазоне. Поэтому выход на УКВ считался тогда «дохлым делом». Кроме нас самих, в успех этой затеи мало кто верил.

Но наши расчеты оказались верными. Мы предложили аудитории то, что она давно хотела, но в силу ряда обстоятельств не получала посредством радио. Превращая шансон в новый радио-формат, мы создали на рынке медиа своего рода прецедент. Аудитория тут же откликнулась. И станция выстрелила. Сначала - на УКВ, а когда мы в тот же год приобрели частоту 103.0 FM - быстро вырвалась в пятерку лидеров FM-диапазона. Вот это и была наша первая победа, забыть которую невозможно.

И, конечно, помним наш первый город, который был «взят» для развития региональной сети Это был Санкт-Петербург. «Красивое начало!»,- сказал тогда один влиятельный чиновник, консультирующий нас в Минкомсвязи, - Бог даст, таким же будет у вас и продолжение!» (Улыбается)

Это было своего рода напутствие. В тот же год «Радио Шансон» зазвучало в Иркутске, а далее уже - со всеми остановками.


- Чем удалось взять аудиторию, чем обусловлен такой старт и последующее, не менее успешное, вещание?

- Здесь, пожалуй, сыграли свою роль два фактора: русскоязычность наших песен и уникальность самого шансона.

Судите сами: в стране, где подавляющее большинство населения говорит на русском языке, 100%-м успехом могла пользоваться радиостанция, на которой звучат песни именно на русском языке. Потому что наш народ «любит ушами»: когда речь идет о песне, ему важно понимать смысл.

Шансон же предлагал слушателю не просто понятные русские слова. Он предлагал размышления о самом главном: о стране, где мы живем, и о нас - людях, в ней живущих. Такая тематика всегда берет за душу думающего русского человека. Поэтому успех обеспечили эти два фактора - русские тексты песен и их смысловая глубина.

Кроме того, здесь скрыт секрет точного эфирного программирования, над которым мы не перестаем работать все эти 10 лет, и фактор «правильной» тональности ведущих и диджеев. Шансон - это ведь жанр совершенно особенный. Расхлябанности и пустой болтовни он не терпит...


- Какие события значительно повлияли на развитие радиостанции?

- Прирост аудитории, приток рекламы и, конечно, развитие региональной сети. Каждый месяц, в течение уже 10 лет, к нам «прирастает» по 3-4 города. Это очень важно для любой сетевой радиостанции. От этого зависит и рост нашей аудитории и фактически наша коммерческая прибыль, рекламные доходы.


- Сколько сегодня людей работает в компании? У Вас стабильный коллектив?

- Процентов 80 наших сотрудников работают в компании с момента ее создания. То есть все эти 10 лет! Вот вам и ответ на ваш вопрос.

В то же время к нам приходят и новые люди. И, если они «вписываются», то как правило, остаются с нами навсегда.

Знаете, у шансона есть одна замечательная особенность - он способен объединять по-настоящему искренних людей, которые умеют работают с душою, а не просто за зарплату и премии. Мы нашли таких людей. И если раньше в нашем штате было всего 12 человек, то сегодня их уже 120.


- Какова структура вашей компании? Как развивается охват вещания?

- Сегодня мы позиционируемся как Вещательная корпорация «Шансон», в которую входит радиовещательная сеть «Радио Шансон» и телекомпания «Шансон-ТВ». «Радио Шансон», наш главный коммерческий локомотив, вещает в 162 региональных центрах России и прилегающих к ним 700 городах.

Через спутники мы покрываем своим вещанием почти всю Евразию: от Исландии на западе до Камчатки на востоке, где живет немало наших соотечественников. Находясь вдалеке от Родины, практически все они желают поддерживать эмоциональную связь с Родиной. Мы их обеспечиваем такой связью: нашими песнями, нашим эфиром.

Второй наш медиа-ресурс - телеканал «Шансон-ТВ». Он входит в пакеты 230 операторов кабельных и спутниковых сетей на территории России. В Москве, например, это сеть «АКАДО».

Кроме того, телеканал широко транслируется в интернете. Его можно увидеть на www.shanson.tv. , www.rutube.ru, yatv.ru и www.corbina.tv.

В год десятилетия «Радио Шансон» мы подняли оба наших ресурса - «Шансон-ТВ» и «Радио Шансон» - на европейский спутник - платформу Hot Bird, орбитальная позиция 13 градусов в.д. Это - очередная жемчужина в ожерелье искусственных спутников Земли, вещающих теперь «Шансон-ТВ» и «Радио Шансон». Так что теперь, отдыхая где-нибудь в Израиле или на побережье Турции, наша аудитория и там может получать контент высокого качества. Мы же получаем уникальную возможность расширять охват нашей радио-и-телеаудитории с помощью этого европейского спутника, на котором, помимо нас, работают практически все известные телеканалы мира.


- В чем заключается основная задача телеканала «Шансон-ТВ»?

- Не сочтите за патетику, но главной задачей «Шансон-ТВ», как, собственно, и «Радио Шансон», мы считаем популяризацию жанра. Ведь шансон давно уже признан неотъемлемой частью общенациональной музыкальной культуры России. И спорить на эту тему уже бессмысленно.

Кроме того, мы делаем на «Шансон-ТВ» важную ставку как на перспективный для нашей корпорации бизнес-проект. Достаточно сказать, что с помощью этого ресурса нам удалось сохранить наш коммерческий доход во время экономического кризиза. И не только не потерять заработки, но даже и удвоить их! Так что «Шансон-ТВ», как, впрочем, и «Радио Шансон» выполняют две важные задачи: как социально-значимые проекты, работающие для всего русскоговорящего населения Земли, так и как удачные бизнес-проекты для Вещательной корпорации «Шансон».


- Кого вы считаете конкурентом вещательной корпорации «Шансон»?

- Любая радиостанция или медиахолдинг - в какой-то мере конкурент. Во всяком случае, на рекламном рынке - уж точно. Ну, а если конкретно, то наши аудитории пересекаются прежде всего с теми станциями, которые транслируют русские песни. Это - «Радио Дача», «Русское Радио», «Милицейская Волна». Вот с ними мы и конкурируем, борясь за сердце нашей аудитории. Но в этом смысле у нас есть главный «козырь в рукаве» - мы транслируем только искренние, душевные и очень глубокие по смыслу музыкальные произведения. И в этом - наша сила.


- Как приходиться бороться за рекламодателя?

- Бороться? (улыбается). Нужно предлагать рекламодателю самый хороший сервис. Бороться не придется, если будет главное. Когда рекламодатель увидит, что он получает большой коммерческий эффект от размещения своей рекламы, то и не придется отбивать его у коллег. Даже цены не будут пугать при покупке услуг, рекламы, если будет результат. Главная задача - чтобы рекламодатель не просто пришел, заплатил деньги за рекламу, и ее запустили в эфир. Если он получит реальную отдачу и заработает на рекламе, тогда он придет снова, да так у нас и останется.


- Пакетные предложения появились и у Вас? Они пользуются спросом?

- Есть разные предложения для рекламодателя. Но скажу, что любому рекламодателю интереснее купить 5 разных радиостанций, которые в рейтинге, и будут работать на 80% всей аудитории. Или первые три, что дает 70% аудитории.


- За счет чего живут проекты корпорации «Шансон»?


- Только за счет рекламы. «Нового велосипеда» мы здесь не изобрели.


- Как быстро вы вышли на окупаемость?

- Если не ошибаюсь, в первые же 6-7 месяцев после запуска. Через полгода проект «Радио Шансон» не просто окупил себя, но уже стал прибыльным. С телеканалом было чуть дольше. На окупаемость «Шансон-ТВ» ушло полтора года. Ведь требуется немало времени, чтобы телеканал стал доступным и известным: появление в кабельных сетях, организация вещания через спутники, промоутирование. И как следствие - договоры с рекламодателями.


- Как Вы считаете, совершенные сделки в начале этого года повлияют на расстановку сил, на перемещение радиостанций в рейтинге?

- Я думаю, можно вполне «поднять» новую радиостанцию. Но в этом смысле все сильно зависит от людей, идей и, конечно, денег.


- Есть положительные стороны от кризиса?

- Кризис заставил задуматься над тем, как правильно тратить деньги. Все оценили свои расходы, и оказалось, что можно меньше тратить и лучше делать. Поэтому большинство станций сделало ставку именно на сочный креатив. Эфиры стали интереснее и разнообразнее. И в этом смысле у кризиса есть положительная сторона.


- На рекламодателя кризис тоже повлиял, не пришлось цены снижать?

- За всех не берусь отвечать. Скажу только, что мы в кризис цены не снижали, антикризисных мер не вводили и все скидки оставались прежними. Мы даже поднимали стоимость рекламного времени. Не сильно, правда, но - подняли.


- Затраты увеличились? Наверняка, растут расходы с приходом новых людей?

- Многие сотрудники работают сразу на нескольких проектах. У нас такая политика: лучше обеспечить тех же людей хорошей заработной платой, чем набирать новых под различные проекты. В противном случае получается, что загруженность несильная, а затраты у компании большие. У нас затраты с 2007 года держатся примерно на одном уровне, несмотря на то, что инфляция растет.

- Для Вас был ожидаем распад «Радио Альянса»?

- Отчасти да. На мой взгляд, объединение службы продаж двух конкурирующих радиохолдингов - идея неправильная изначально. Это что-то вроде «дружим против кого-то», здесь уже заложен некий диструктивизм. Даже если считать, что создание «Альянса» в пик развития ЕМГ - правильное, но сам метод агрессивной конкуренции, который был использован «Альянсом», принес всем только вред.

Теперь, ВКПМ как продавала, так и будет продавать свою рекламу. Что касается РМГ, то там со службой продаж, как я знаю, все намного сложнее.


- К юбилею радиостанции планируются изменения в проектах внеэфирных, эфирных?

- К нашему десятилетию мы наметили много ярких проектов. Никак не менее десяти! Например, провели юбилейную премию «Шансон Года» в Кремле, высадили в Москве несколько наших «фирменных» клумб, организовали фестиваль шансона в Твери, открыли первый в России памятник Аркадию Северному в Иванове. В ближайших планах - музыкальный фестиваль «Бархатный Шансон» в Греции, куда в сентябре мы приглашаем всех наших вещателей, рекламодателей, а также звезд шансона и даже наших радиослушателей! Кроме этого, в год нашего 10-летия «Радио Шансон» пригласили поучаствовать в проведении Дня города. И мы это предложение с радостью приняли: будем устраивать большой концерт open air на Поклонной Горе. Ну, а 4 ноября проведем еще один юбилейный концерт в СК «Олимпийский», который наш слушатель знает как знаменитый «ЭЭХХ, Разгуляй!». Одним словом, планов очень много, отдыхать некогда!

Оксана Мирисева,
АКМР, журнал «Новости СМИ» № 13, 2010.