Александр Герасимов: На радио, в отличие от ТВ, не приходится надувать щеки и показывать только крашеные фасады

«Когда случился теракт в Домодедово, «СИТИ-FM» было первым, кто дал информацию в эфир. Уже через полторы минуты после взрыва нам в студию дозвонился очевидец трагедии. Я считаю, что Интернет пока не обогнал радио по оперативности — ведь еще нет сайтов с прямой трансляцией», — уверен главный редактор радиостанции Александр Герасимов.

Пять лет назад москвичи услышали позывные новой радиостанции «СИТИ-FM», созданной по инициативе Газпром-Mедиа Холдинга и входящей в его структуру, и получили наш, российский аналог западного talk radio. Поначалу учредителями проекта был сделан акцент на постоянный новостной поток. В итоге слушатель ощущал себя буквально погруженным в ход городских событий. Пробки, парковки, новостройки, обманутые дольщики, открытые люки и провалы грунта в центре Москвы — обо всем этом можно было узнать на волне нового радио. Еще появилась возможность сообщить новость: позвонить, пожаловаться на нерадивого чиновника... Сегодня «СИТИ-FM» отмечает первый юбилей. В связи с этим главный редактор радиостанции Александр Герасимов рассказал «Итогам» о пройденном пути.

— Александр Анатольевич, вы начинали на ТВ, но уже пять лет занимаетесь радио. Не скучаете по ящику?

— В телике я прожил четверть века и могу уверенно заявить: все, наелся. Хотя один телепроект за эти пять лет мы силами «СИТИ-FM» сделали. Это были трехминутные выпуски новостей для телеканала «Закон ТВ». Продукт получился хороший, я даже на ТЭФИ его планировал выдвинуть. Но кризис, разумеется, проел все ресурсы.

— Превратиться в радийщика оказалось сложно?

— Конечно, ведь ТВ и радио — это как два разных вида спорта. На ТВ новостной выпуск выходит каждый час или два. В радиоэфире идет сплошной новостной поток. В такой ситуации редактор вычитать текст на сто процентов не может, возможны ляпы. На телевидении яркая картинка способна вытянуть слабый репортаж, а на радио все решают слово, мысль. Огрехи журналиста видны как на ладони. К тому же новости в ящике очень пафосные, словно бы все журналисты — члены Политбюро, которые стоят на Мавзолее во время парада. На радио, в отличие от ТВ, не приходится надувать щеки и показывать только крашеные фасады.

— Жанр news talk оказался оптимальным?

— Да. И поэтому появление «СИТИ FM» являлось предметом нашей гордости. Мы сделали прорыв в этом жанре, и проект состоялся, покатил, сформировал неплохую аудиторию — ежедневно нас слушают около 400 тысяч человек. Четыре процента всей аудитории. Очень прилично для города, где работает, толкаясь локтями, больше пятидесяти станций.

— Сомнения были?

— Разумеется, не сомневается только идиот. Перед запуском было много споров с коллегами, которые твердили: ничего не получится, чтобы выстрелило, надо работать, как «Эхо Москвы». Но было неинтересно повторять путь любимого «Эха». Мы с командой придумали свой формат. Было принято решение: радиопродукт, который мы под брендом «СИТИ-FM» сейчас представим, не константа. Для нас это был Буратино, которого приходилось достругивать, улучшать. «СИТИ- FM» сегодняшнее и пятилетней давности — две разные фазы полена, из которого создавался наш Буратино... В первое время постоянные свежие новости в эфире были нашей фишкой, хотелось показать слушателям, что проект серьезный и амбициозный. Важно было создать боевой дух в редакции, обстановку, близкую к фронтовой. Повзрослев, мы стали прагматичнее.

— На какую аудиторию сейчас вещаете?

— Образ нашего слушателя мы до мелочей придумали и прописали еще перед стартом. Зовут его Андрей Гаврилович, если коротко — Гаврилыч. Высокий, стройный, слегка лысеющий джентльмен 35—40 лет, в галстуке и в хорошем, но не супердорогом костюме. Мы даже создали его портрет в натуральную величину и поставили в каждой студии.

— Чтобы сотрудники не расслаблялись?

— Чтобы журналисты, редакторы, продюсеры и ведущие всегда видели, с кем они общаются посредством радио, и представляли себе своего слушателя.

— Неужели за пять лет этот типаж не изменился?

— Единственное, что у Гаврилыча изменилось, — это доход. Пять лет назад по нашей легенде среднедушевой доход в семье Гаврилыча (а он — семьянин) был 500—700 долларов. А сегодня уже 1000—1500. Типичный представитель среднего класса. Даже костюм за это время не устарел...

— Инициалы Андрея Гавриловича совпадают с вашими: Александр Герасимов. Сознайтесь, это ваше второе я?

— Нет, что вы (смеется). Когда мы только создавали образ, я его называл Гаврилой. Но коллеги сказали: для столичного жителя, мол, имя нетипичное и слух режет — есть в нем что-то деревенское. Выбрали городской вариант.

— Наверняка ваш Гаврилыч любит все новости свежими. Но Интернет все чаще конкурирует с радиоэфиром по оперативности. За кем сегодня первенство?

— Интернет еще не обогнал радио по оперативности — нет пока сайтов с прямой трансляцией событий. Надо же подготовить материал, разместить на сайте... Это отнимает время. Радио работает оперативнее: репортаж можно передать прямо с места события. У радиоэфира есть еще одно неоспоримое преимущество: это самое ленивое СМИ. Интернет требует, чтобы пользователь читал и кликал на ссылки, а для того, чтобы слушать радио, вообще ничего не надо делать. Телевизор не возьмешь с собой в дорогу, в поход, а приемник всегда с тобой. Думаю, на мою долю конкурентоспособности еще хватит.

— Городское радио, работающее в разговорном формате, способно приносить прибыль?

— Акционер ставит перед нами такую задачу...

— А вы?..

— В 2010 году мы наконец вышли в ноль, на операционную окупаемость. Хотя по плану должны были сделать это два с половиной года назад. Нас, конечно, сильно подкосил кризис, который вообще по радио очень больно ударил: общее падение рынка достигало 45 процентов, что существенно. Если бы не кризис, мы смогли бы уже практически все вложения вернуть.

— С коммерческой составляющей понятно. А как насчет свободы слова и других «вечных ценностей»?

— Когда Газпром-Медиа предложил мне возглавить «СИТИ-FM», мы сразу договорились, что строим либеральную станцию. Нас слушают нормальные люди, политическая паранойя не для них. Но, не скрою, городские чиновники порой обращались к нам с требованием поставить на вид, сделать замечание, разобраться, уволить того или иного журналиста. Конечно, я никого по такому письму не уволил. В команде Лужкова быстро поняли, что управлять нами не получится, мы не находимся в подчинении у городских властей. Что касается Сергея Собянина, то он только недавно стал мэром, и отношения с ним мы еще не выстраивали. Но главное в ином. У меня за несколько лет не было ни одного звонка с просьбой так или иначе осветить какое-то событие. И это радует.

— А пресловутая самоцензура?

— Если только неполитическая. Достаточно выполнять этические нормы журналиста, которым обучают на первом курсе. Нельзя переходить на личности. Если у кого-то из городских чиновников во время объезда на морозе покраснел нос, это не должно становиться предметом для шуток и скабрезностей. В эфире мы без причины никого до смерти не убиваем. Любому СМИ важно, с одной стороны, не дать сесть себе на шею, но, с другой стороны, иметь приличное интеллигентное лицо. Окружающая среда должна понимать: ты не гремучая змея, которая без повода может укусить, не разбойник.

— Относительно «СИТИ-FM» все это понимают?

— Да. Но иногда все же звонят и говорят: «Ваши журналисты сказали, что на мне был дорогой костюм. А он на самом деле не такой уж и дорогой...» Хотят ввести в ситуацию. Было несколько судебных исков, но мы не проиграли ни одного дела, так как работаем по уму и в рамках закона.

— При этом надеетесь почистить городскую среду?

— Мы постоянно проводим социальные акции. Выявляем притоны, брошенные во дворах бесхозные автомобили, нелегальные клубы с игровыми автоматами. Народ охотно стучит на таких нарушителей. Но я не думаю, что все это отражается на жизни Москвы. Она бездонная, и чтобы поменять что-то, надо обладать как минимум ресурсом мэра.

— Бывает звонок — и непроверенная информация?

— Ведущий может прочесть ее в эфире, если сочтет важной. Скажет примерно следующее: «Нам прислал SМS такой-то житель Троицка и сообщил то-то и то-то... По мнению слушателя, власти бездействуют и только откаты получают. Если власти Троицка нас слышат, просим перезвонить и рассказать, соответствует ли это действительности».

— С какой целью люди чаще всего звонят и пишут?

— До прихода на радио был уверен, что в СМИ пишут и звонят нездоровые люди. Оказалось, наоборот, это здоровые, адекватные, образованные, зачастую более умные, чем некоторые сотрудники редакции. Мы со своей стороны стараемся подарить слушателям какую-то надежду. Скажем, получить обещание от представителя дорожных служб, что реконструкция ТТК пройдет в конкретные сроки. Кому-то надо стукнуть на районные власти, можно позвонить на «СИТИ FM» — инструмент у народа есть, люди об этом знают и пользуются.

— Зачем нужен интерактив с точки зрения формата?

— Мы хотим видеть обратную реакцию слушателей. И еще слушатели помогают разнообразить тематику — они живут в этом городе, видят что-то любопытное, сталкиваются с хамством и так далее. К нам ежедневно приходит более тысячи информативно насыщенных SМS. Постоянная связь со слушателями позволяет нам быть предельно оперативными. Так, когда случился теракт в Домодедово, «СИТИ-FM» было первым СМИ, кто дал информацию об этом в эфир! Уже через полторы минуты после взрыва нам в студию дозвонился очевидец трагедии Виктор. И дальше в режиме нон-стоп мы получали сотни звонков и сообщения от слушателей с места события. Фактически наша аудитория — это наши внештатные корреспонденты. Удивительно, что все эти люди звонили прежде всего нам, на радио, а не родным и знакомым! Мы очень дорожим таким доверием.

Евгений БЕЛЖЕЛАРСКИЙ, "ИТОГИ"

Ссылка на публикацию - http://www.itogi.ru/obsch/2011/5/161313.html