Радио на порядок более оперативно, чем телевидение

В нашей стране существует уникальная, созданная еще в советские времена сеть проводного вещания. Теперь возможности этой сети использует "Радио России", которое имеет самую большую аудиторию в стране. Сегодня - 10 декабря - "Радио России" исполняется 20 лет. В канун юбилея директор "Радио России" Вячеслав Умановский рассказал корреспонденту "Известий" Юлии Волковой, какие преимущества дает возможность вещать на любые темы, от экономики до радиопостановок классики, что ждет проводное вещание в будущем и можно ли бороться с матом в прямом эфире.

Вячеслав Владленович, чем "Радио России" отличается от других радиостанций?

Наше главное отличие в статусе, позволяющем не только думать о том, как и с чем мы войдем в следующий вещательный сезон, но и учитывать интересы всех категорий наших слушателей. Поскольку мы радио для всей России, то стараемся, чтобы наш эфир был интересен всем, от школьников до пенсионеров. Сейчас "Радио России" - единственное в стране радио общего формата, где есть все без исключения виды радиопрограмм.

"Радио России" является наследником Гостелерадио?

Юридически мы не преемники, поэтому я обычно говорю, что мы наследники лучших традиций Гостелерадио. Например, радиотеатр в таком объеме, как на "Радио России", не представлен нигде. Причем мы работаем как в классическом формате, когда спектакль в эфире идет два часа с антрактами, так и в варианте радиосериалов, когда ежедневно идут небольшие серии по 14 или 28 минут. Ставим не только современных авторов: Бориса Акунина, Виктора Пелевина или, скажем, Татьяну Устинову, но и классику. Достоевский, Чехов, Лесков оказались весьма актуальны в формате радиосериала.

А как вы выдерживаете конкуренцию с телевидением? Силы все же не равны, там картинка, а здесь только звук...

Конечно, было бы странно говорить, что мы соревнуемся с телевидением за аудиторию. У каждого свои плюсы. Радио на порядок более оперативно, чем телевидение. К тому же есть люди, предпочитающие получать информацию именно по радио. Так что аудитории радио и телевидения не везде пересекаются.

Вы используете проводное вещание, радиоточки, говоря по-старому. Способ - достаточно уникальный по сегодняшним меркам. Какие есть особенности у проводного вещания?

Действительно, единственное, что нам досталось от Гостелерадио в материальном плане, - это уникальная система проводного радиовещания. Такое вещание нигде не представлено так широко, как в нашей стране. Благодаря ему "Радио России" слышит вся страна, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Это является не только нашим достоинством, но в какой-то мере и нашей слабостью. Не секрет, что теперь в городах новые дома зачастую сдают без радиоточек, а в небольших населенных пунктах провода просто воруют. Если не будут предприняты кардинальные меры, то Россия может остаться без проводного вещания, по оптимистическим прогнозам, к 2020 г., по пессимистическим - к 2015 г. А ведь проводное вещание задумывалось не только как единый информационный канал, но и как действенная система оповещения в случае чрезвычайных ситуаций. Большая надежда на начало вещания в цифровом формате, которое сможет заменить по охвату аудитории проводное вещание.

Каковы дальнейшие планы развития "Радио России", учитывая ваш уникальный формат?

Мы стараемся сохранить все лучшее. Стоит назвать хотя бы некоторые имена наших авторов. Программу о музыке ведет Борис Гребенщиков. Передачу "Отзвуки театра" делает Александр Калягин. Про спорт рассказывает Ирина Роднина. Авторские программы ведут Татьяна Устинова, Михаил Веллер, Эдуард Успенский...

А для привлечения молодежи что-то делаете?

Нам легче, поскольку мы существуем в составе холдинга ВГТРК, куда входит пять радиостанций. На молодежную аудиторию рассчитано радио "Юность", людей чуть постарше, поклонников Сергея Стиллавина, Ольги Шелест, Антона Комолова собирает "Маяк". Кроме того, есть радио "Культура", "Вести FM". А мы можем себе позволить учитывать все интересы. В чем-то это сложнее, поскольку очень широкий охват, а в чем-то проще, поскольку мы работаем для всех. Значит, нет нужды ограничивать себя одним возрастным сегментом, за рамки которого нельзя "высовываться".

На "Радио России" есть уникальные передачи, каких не услышишь на других станциях. Расскажите о них поподробнее...

Действительно, у нас есть несколько ключевых проектов. О проблемах народов, живущих в нашей стране, рассказывают программы "Народы России" и "Национальный акцент". Пожалуй, это единственные передачи в федеральном радиоэфире, где регулярно звучат сюжеты из самых отдаленных регионов. Социальный проект "Детский вопрос" существует уже шесть лет. Журналисты "Радио России" решили объединить психологов, педагогов и волонтеров, чтобы помогать потенциальным приемным родителям находить детей для усыновления. За это время свои новые семьи обрели более 400 детей. Несколько раз в год мы снаряжаем "Поезда надежды" в различные регионы страны: при поддержке наших журналистов потенциальные усыновители едут знакомиться с детьми-сиротами. Вначале это были близлежащие к Москве области, потом с помощью РЖД и "Аэрофлота" мы добрались и до значительно более отдаленных мест. Есть и еще один достаточно необычный проект. Это песенный конкурс среди заключенных - "Калина красная". В основе простая и гуманная идея о том, что оступившемуся надо протянуть руку, и конкурс самодеятельности - не самый плохой для этого вариант. Ежегодно во время финального этапа прямо на концертной сцене победители получают досрочное освобождение, и это, думаю, вселяет надежду в остальных. Последний такой концерт был в Самаре.

А как вы боретесь с хулиганами в прямом эфире?

Окончательно победить это явление невозможно. Иногда случаются своеобразные флешмобы, когда несколько человек специально дозваниваются, чтобы покрыть всех матом в эфире. Ну и, кроме того, звонят люди с нездоровой психикой - такое тоже бывает.

Остаются ли при нынешнем обилии радиостанций неохваченные ниши?

Остаются, но они очень дорогие. Не закрыта полностью литературно-художественная ниша. То, что мы делаем на радио "Культура", юридически являющемся нашим подразделением, не полностью закрывает потребности аудитории. Сложилась парадоксальная ситуация, когда пользоваться фондами Гостелерадио стоит на несколько порядков дороже, чем производить собственные музыкальные или даже новостные радиопродукты.

Из узких форматов, мне кажется, могло бы быть востребовано молодежное разговорное радио, хотя предсказать здесь успех или провал крайне сложно. Кроме того, в России отсутствует "желтое" радио, несмотря на популярность "желтых" проектов в печатной прессе и на телевидении. Но опять же, с осторожностью прогнозировал бы прибыльность такого радио.


Известия