Юрий Костин, президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа»: "Лидерами сегмента останутся три крупнейших сейлз-хауса"

- По данным АКАР, объем рекламы в сегменте радио за январь-сентябрь 2011 года составил порядка 7, 8-8, 0 млрд руб., что на 15% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За счет чего произошел рост, каковы основные драйверы?

- Основным драйвером роста радиорынка, безусловно, стали регионы. Это связано, прежде всего, с тем, что именно этот сегмент рынка был подвержен наибольшему падению в период кризиса. Московский рынок радио рос в основном за счёт увеличения объемов продаж сетевой рекламы (федеральные блоки). На положительное изменение данного сегмента повлияла не только активность крупных рекламодателей, филиалы которых расположены во многих областях России, но также и появление новой схемы вещания, предложенной ВКПМ (вещание по орбитам). К концу года еще одним драйвером роста московского рынка радио явились рекламные бюджеты, которые были переориентированы из наружной рекламы (как известно, рекламные бюджеты были сокращены в наружной рекламе из-за сноса рекламных конструкций).

- Сохранится ли динамика за весь год и каковы настроения рекламодателей на 2012 год?

- По нашим прогнозам, положительная динамика на рынке сохранится. Рост объемов рекламы в 2011 году по отношению к 2010 составит около 14%. Рекламодатели сейчас ведут себя сдержанно, но паники на рынке по поводу слухов о кризисе нет.

- На ТВ крупные рекламодатели не спешат заключать сделки, несмотря на то, что на дворе уже декабрь. Как обстоят дела в радио-сегменте, включен ли режим осторожного прогнозирования, заключаются ли годовые контракты, или горизонт планирования сокращен?

- На текущий момент на радио планируются годовые контракты, несмотря на нестабильную обстановку, которая наблюдается в ТВ-сегменте.

- Федеральный рынок радио-рекламы близок к консолидации: «Европейская медиа группа», «Русская Медиагруппа», «Вещательная корпорация «Проф-Медиа», ВГТРК и «Газпром-Медиа Холдинг» в сегменте «Москва+сети» собирают порядка 80-85%. Поменяется ли расклад сил в обозримом будущем, и какие из групп вы видите в числе лидеров сегмента?

- По нашим прогнозам, изменений на рынке не предполагается, на холдинги будет приходиться 80% аудитории радиослушателей и 80-85% объемов продаж рекламы. Лидерами сегмента останутся три крупнейших сейлз-хауса: ВКПМ, Медиаплюс (продажи ЕМГ+Мультимедиахолдинг) и Ви-Радио ( РМГ+ВГТРК).

- Недавно на рынке появился еще один медиахолдинг. С июля 2010 года новый владелец радиостанций «Моя семья» и «Rock 95, 2 FM» (ранее принадлежавшие холдингу «Моя семья»), «Наше радио», «Best FM» и «Ультра» (ранее – «News Media Radio Group») Виталий Богданов объединил радиоактивы в холдинг «Мультимедиа». Как вы оцениваете позиции и перспективы нового игрока?

- Укрупнение бизнеса, при грамотной программной и бизнес-политике, приводит к увеличению объемов продаж. Доля на рынке Москвы этого холдинга, по прогнозам наших аналитиков по итогам 2011 года, будет составлять от 2, 5 до 3%.

- Крупнейший сейлз-хаус в сегменте рекламы на радио - «Радио Альянс», объединявший рекламные возможности радиостанций, входящих в холдинги ВКПМ и РМГ, закончил свое существование. Эксперты называли одной из основных причин произошедшего конфликт интересов. Хотелось бы услышать вашу версию событий?

- Мне кажется, я располагаю не столько версией событий, сколько фактами, то есть знанием первопричин. В действительности причин распада «Альянса» много. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Но у каждой из сторон есть своя правда, поэтому пусть каждый останется при своей версии. Скажу только одно: союз двух крупных игроков не может быть до конца равноправным, кто-то должен принять более прогрессивные правила игры. И об этом надо недвусмысленно говорить «на берегу».

- В сентябре 2010 года медиахолдинги «ВКПМ», «Медиа Холд» и «Радио Шансон» объявили о совместных проектах – «Молодежное радио» (включающий рекламный инвентарь радиостанций Радио Energy и «Love Radio») и «Взрослое радио» («Авторадио», «Радио Шансон», «Радио Дача», «Юмор FM» и «Радио Алла»), второй из которых завершает свое существование уже в конце этого года. Почему? Что не так со «взрослой» аудиторией?

- Со «взрослой» аудиторией всё очень даже хорошо. Пакет «Взрослое радио», несмотря на свой недолгий срок существования, был приобретен несколькими крупными рекламодателями. Причиной распада данного проекта явились изменения в маркетинговой политике компаний, которые ориентированы на покупку «взрослой» аудитории. В 2011 году многие компании переориентировали свой подход к покупке радио. Пакетные продажи «Взрослой аудитории» стали не интересны. Клиент хотел приобретать отдельно продукт, отдельно радиостанцию, которая полностью соответствует всем аудиторным критериям.

Что касается пакета «Молодежное радио» - он успешен. Причина успеха кроется в количестве радиостанций, которые входят в этот пакет – таких радиостанций всего две. Именно эти две радиостанции позволяют охватывать молодежную аудиторию, как мужчин, так и женщин, и составлять конкуренцию станциям, которые входят в ТОП 3.

- Вы планируете сотрудничество с «Медиа Холд» в рамках проекта «Молодежное радио»? Каковы вообще перспективы таргетированных альянсов?

- Сотрудничество с этим холдингом будет продолжено, так как проект «Молодежное радио» на текущий момент мы считаем успешным, как уже ранее мы заявляли. Возможно, в ближайшем будущем, данный пакет будет расширен молодой, но хорошо спозиционированной Радио Romantika.

- С конца 2010 года холдинг «Объединенные медиа» изменил формат радио «Кино FM» («98 хитов») – с новым названием «Радио Шоколад» станция становится музыкально-разговорной с целевой аудиторией «женщины 35-40 лет». Это прямой конкурент Радио Romantika. Вы ощутили отток слушателей с появлением «шоколадного» радио?

- Радио Romantika - это станция, ориентированная на привлечение современных женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Это очень современный продукт, ставящий перед собой амбициозные планы. Медленно, но верно мы завоюем лидерство в целевой аудитории, без особой оглядки на нишевые радиостанции рынка. Мы отдаем себе отчет, что нам придется потрудиться и запастись терпением, но последовательность и профессионализм команды принесут хорошие результаты. Станция уже сейчас востребована клиентами, а что будет дальше, когда мы обогатим эфир творчески, реализуем внеэфирные проекты, которые запланировали?

- Александра Варина называли Заполем радийной индустрии. Возглавив компанию, ощущали ли вы груз сравнения с этим выдающимся радийщиком?

- Александр Варин выдающийся человек. Символически он и сейчас с нами, поскольку внедренные при нем стиль работы и стремление посмотреть на несколько ходов вперед, дисциплина и самодисциплина очень помогают добиваться результата. Я точно не знаю, сравнивают меня с Вариным или нет. Скорее всего, да. Что говорят про меня за дверью кабинета? Не знаю. Но я вижу, что мои коллеги все эти два года стоят рядом со мной, плечом к плечу. После ухода Сан Саныча мы живем на каком-то адреналине, работая так, словно эта компания принадлежит нам, а не акционерам, выкладываясь до конца. И еще: у меня есть собственная история совместной работы и очень трогательной дружбы с Вариным. Я пришел на «Авторадио» в 2002 году, еще не было ВКПМ, была только одна радиостанция. Компания росла на моих глазах, и представить, что на месте ее основателя, отца будет кто-то другой, было невозможно. Мне досталась эта ноша, и я ее несу. Значит, так надо.

- Есть ли на волнах ВКПМ политическая реклама? Насколько политизированы радиостанции, есть ли у них какая-то позиция в этом вопросе или цвета эфира – исключительно нейтральные?

- Политическая реклама на радиостанциях ВКПМ есть. В период выборов в государственную Думу, президентских выборов все крупные радиостанции заинтересованы в привлечения данного рекламодателя на свои станции.

- Вы всегда особо подчеркивали, что у станции должна быть миссия. Как формулируются миссии проектов ВКПМ?

- Мы – самая передовая и креативная компания, trend-setter, мы в ответе за каждое произнесенное нами слово, честны с аудиторией, понятны и объективно привлекательны для наших партнеров и рекламодателей.

- Википедия определяет вас как журналиста, писателя, деятеля отечественного FM-радиовещания. Что означает для вас быть деятелем

- Деятель – это, наверное, тот, кто что-то делает. А поскольку я всегда чем-то занят, то отсюда и масса увлечений и полупрофессиональных хобби, вроде творчества. В общем, я человек деятельный. Но самое главное для меня – оставаться человеком в любой ситуации, постараться избегать несправедливости в отношении людей, вообще поступков, о которых потом будешь жалеть. Тогда можно считать, что ты деятель со знаком плюс.

- С ростом компании топ-менеджер все больше теряет касание с каждым человеком. Возникает бюрократизм, отчуждение работника от продукта и прочие прелести энтропии. Как вы боретесь с этими явлениями?

- Стараюсь не переживать на эту тему, а по мере возможности и сил общаться с максимально большим количеством сотрудников, вникать в суть возникающих проблем. Для радио это жизненно необходимо. Творческая среда страдает от излишнего бюрократизма, нужно всегда находить золотую середину и не забывать, что первичен продукт, эфир, который создают живые люди. Самое счастливое время для меня, когда, будучи владельцем станции, я сам работал в эфире, сам колесил по знакомым в поисках новых песен для эфира, знал все и вся от начала до конца. Это было время становления FM-вещания в России. Золотая пора, хотя и очень непростая. Но тогда радио было именно радио. Сейчас это индустрия.

Источник: Adindex. Ru