Нормальное радио – ЭТО БИЗНЕС

В 1990-х было радио, в 2000-х оно переживало становление как индустрия, а в ближайшие годы может вырасти во вполне приличный бизнес», – рассуждает президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ) Юрий Костин. Возглавляемый им холдинг он как раз и считает одним из претендентов название того самого «приличного бизнеса». О том, чем медленный рост рынка лучше «американских горок», об ахиллесовой пяте бизнеса, основанного на творчестве, и о формуле успешного радио Юрий Костин рассказал в интервью журналу «РБК».

- Сейчас уже можно говорить о том, как кризис повлиял на рынок радиовещания?

- Как ни парадоксально, он сыграл позитивную роль. Речь не столько о купле-продаже активов, сколько о развитии креативного мышления – как в эфире, так и за его пределами. Посудите сами: крупные холдинги урезали маркетинговые расходы и стали учиться малыми средствами достигать нужного результата. Масштабные имиджевые рекламные кампании сошли на нет, их заменили эфирные мероприятия и акции со скромным маркетинговым сопровождением. Кроме того, радиостанции вынуждены были сосредоточиться только на тех проектах, которые максимально точно соответствовали их целевой аудитории.

- Это помогло пережить кризис с наименьшими потерями?

- Как сказать. Если в 2005–2007-м рост рынка составлял до 40% в год, то в кризис выручка большинства игроков сократилась минимум на треть. Это произошло в результате снижения доли радиорекламы в общих маркетинговых расходах рекламодателей и привело к замедлению развития бизнеса. Плюс, если говорить о ВКПМ, 2010 год мы прожили на чистом адреналине. За уходом из жизни Сан Саныча [бывший президент ВКПМ Александр Варин. – Прим. «РБК»] последовали прекращение сотрудничества с Аллой Борисовной Пугачевой в рамках проекта «Радио Алла» и распад нашего рекламного альянса с «Русской Медиагруппой». Но в том же году мы ситуацию стабилизировали, а уже в ноябре 2011-го на всех наших флагманских станциях продажи рекламного времени в прайм-тайм были стопроцентными. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рост рынка в прошлом году составил 15%, ВКПМ прибавила чуть больше.

- Скучаете по тучным докризисным годам?

- Тогда мы росли на 40% ежегодно, французские партнеры из NRJ просто удивлялись такой дина-мике, а вот американских коллег она настораживала. Они предупреждали, что это свидетельствует о нестабильности рынка, и оказались правы. Поэтому, если выбирать между такими вот «американскими горками» и медленным, но устойчивым ростом, лучше последнее. Рынку требуется стабильность и прозрачность. Нам, как крупному холдингу, важно, чтобы рекламный пирог рос год от года, тогда его хватит на всех, в том числе и на нишевые радиостан-ции. В противном случае игроки начнут бороться за бюджеты агентств и клиентов с помощью неприличных по размеру скидок, которые будут опускать планку доходов все ниже и ниже. Нынешние 4, 7% рекламных расходов на радиорекламу, – это больше, чем в 2010 году, но все еще непозволительно мало.

- Вас устраивает нынешняя структура активов ВКПМ?

- Три наши радиостанции входят в топ-10 по Москве, все они – Авторадио, «Юмор FM» и Радио Energy – имеют федеральный статус. Последняя вскоре начнет вещание в Санкт-Петербурге, что даст ей дополнительный импульс для дальнейшего развития. С точки зрения разнообразия форматов у нас все очень неплохо. Есть Авторадио – универсальная массовая станция, которая работает на широкую аудиторию «мужчины и женщины 12+», с ядром в сегменте более старшего возраста, и при этом может позволить себе напоминать слушателям о том, что это вообще-то еще и радио про автомобили. Далее, у нас есть жанровая станция «Юмор FM», которая монополизировала целый сегмент. Радио Energy лидирует в сегменте 12–19 лет и успешно борется с «Европой Плюс» за кластер 20–29 «Радио Romantika» – проект планированный, на сегодняшний это самое женское радио на аудитории медленный – 1–1, 6–но мы в проект верим. В общем, спективы у нас хорошие. Остальное зависит от рынка и, главное, от конкурентного окружения.

- Что вы имеете в виду?

- Например, если кто-то решит заниматься серьезными инвестициями в радиовещание, начнет догонять нас по уровню креатива и творческого задора и, наконец, консолидирует хорошо сочетаемые активы, нам будет трудно. Но когда нам было легко? Никогда.

- Не жалеете, что с Аллой Борисовной-то «развелись»?

- Давайте будем честными. Мнекажется, что у них с Сан Санычем были особые отношения, которые стали основой сотрудничества. Для него Пугачева была кумиром, он ее любил. Для меня она – певица, я к ней спокойнее отношусь. Хочу подчеркнуть, что, хотя мы не нашли общего языка, расстались вежливо. У «Радио Алла», к слову, был самый высокий рейтинг в 2010 году – 6% ежедневной аудитории.

- На ваш взгляд, экономические трудности подстегнут процесс консолидации активов?

- Все ведет к кардинальным переменам на рынке. В конце прошлого года состоялась сделка по продаже Европейской медиагруппы, сменились собственники станций «Русская служба новостей» и «Спорт», на готовность вести переговоры о продаже скромно намекают и некоторые другие коллеги.

- Некоторые эксперты уверены, что радио сегодня не представляет интереса с точки зрения инвестиций. Вопрос целей и задач. Мы, конечно, помним истории успеха некоторых радийщиков, выгодно реализовавших созданные в 1990-х активы, но сегодня такие чудеса невозможны. Сейчас инвесторам лучше обращать внимание только на тех игроков, которые занимают четкую нишу, имеют внятное позиционирование и, следовательно, могут гарантировать выручку, достаточную для сохранения и развития бизнеса в любой экономической ситуации. А при условии консолидации привлекательных активовможно в дальнейшем рассчитывать на получение путевки на биржу.

- Вы всерьез верите в IPO российских радиохолдингов?

- Если Интернет выходит, чем мы хуже? Интернет-компании – это агрегаторы контента. Мы же его
производим. Наша стоимость более реальна. Кроме того, технически радиовещание надежнее. Недаром
наши американские коллеги лоббируют поправки в законодательство, обязывающие производителей
смартфонов и провайдеров обеспечить FM-приемниками все мобильные телефоны.

- Можно ли сегодня создать радиостанцию с нуля?

- Да, но успешной она станет только в том случае, если у вас есть уникальный формат и десятки миллионов долларов. Тут надо помнить о главном: определись с целевой аудиторией и не забывай, в какой стране ты родился и живешь. Что в России любят? Посидеть-поговорить, выпить и вспомнить былые
времена под музыку, в одиночку или в дружной компании поболеть за любимую команду, потравить
анекдоты, поругать начальство. Очень уважают автомобили и все, что с ними связано, потому что пока для большинства это в диковинку. Вокруг этих тем можно создавать различные производные – радиостанции, телеканалы, интернет-проекты.

- А совместить творчество и бизнес возможно?

- Нормальное радио и есть бизнес. Если кто-то рассказывает о том, что его станция прекрасна, но публика ее не слушает и не принимает, это неправда. Только хороший продукт в состоянии привлечь слу-
шателей и деньги.

- То есть секрет успеха заключается в контенте?

- И в нем тоже. Все только на первый взгляд просто.
Вот мы, к примеру, работаем с данными исследований музыкальных предпочтений аудитории, но не
забываем про собственную интуицию. Без чутья в нашем деле никуда. Успешная станция – это иногда
результат полумистического стечения факторов. А бывает так, что весь проект держится на одном че-
ловеке. Именно радиостанция, эфир. Это ахиллесова пята любого бизнеса, основанного на творчестве.
Эфир первичен, все остальное – вторично. Но без бэк-офиса современное радио не живет. Продажи – это отдельное искусство: даже успешный проект можно провалить, если не научиться работать с клиентами.

- Хорошо. Вот пример: «Маяк» изменил формат, собрал отличную команду, чтобы стать
более молодежной станцией. Пока не слишком получается. Но контент-то есть! Знаете, я не могу судить Сергея Архипова [руководитель дирекции радиовещания ВГТРК. – Прим. «РБК»]. После создания
«Русского радио» и успешной продажи своей доли он мог бы вообще больше ничего не делать. В данном
случае, на мой взгляд, эксперименты с форматом упираются не в уровень его личного профессионализма
и профессионализма команды, а во что-то другое.

- Может, дело в бренде?
- Многим сложно воспринимать «Маяк» как молодежное радио. Сила бренда действительно велика. Вот, казалось бы, что такое «Юмор FM»? Это одно из 20 названий, которые мы рассматривали. А выбрали в итоге самое первое, очевидное, что напрашивалось сразу и что многие поначалу отвергали как тривиальность.

- Как меняются музыкальные предпочтения слушателей. Что нужно людям сейчас?

- Искренность. Возьмите того же Григория Лепса, который, будучи «одним из», превратился в артиста национального масштаба, способного в оригинальной манере исполнять весьма приличные про-
изведения в жанре поп-музыки. Секрет в том, что, когда он поет, ему веришь. Как верил в свое время и веришь сегодня «Машине времени», Вячеславу Бутусову... Если сейчас появится какой-нибудь артист
и начнет под «фанеру» чесать по всей стране, его просто слушать никто не будет. К нам каждый день
приносят много музыкальных произведений, и это большое счастье, когда появляется хороший, честный материал. Я звоню артистам и благодарю.

- Часто звоните?

- В последнее время да. Ведь, по сути, неважно, какой стиль и жанр – поп или рок, должно быть правильное соотношение текста, музыки и аранжировки. Тогда песня «выстрелит». Если музыка априори коммерческая, она и дня не просуществует в эфире. У той же Веры Брежневой «Любовь спасет мир» два года на станциях крутилась. А Елка с песней «Прованс»? Композиция достаточно простая, но берет свое за счет необычной манеры исполнения и мелодии. Всегда жду приятных сюрпризов от «Машины времени»,
Сюткина, Трофима, Маршала, Саруханова... ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАДИО

- Сейчас многие видят будущее в Интернете. Вы тоже?

- Интернет действительно удивляет темпами развития, особенно мобильный. Наш проект Online Radio 101. ru – один из лидеров этого рынка. Однако главная проблема связана с монетизацией. Пока все ограничивается простыми баннерами, но возможности гораздо шире! Онлайн-проекты способны дать людям больше, чем традиционный радиоэфир. Благодаря интернет-вещанию мы можем воспитать пот-
ребности, которых раньше не было. Что мы и делаем в рамках развития Online Radio 101. ru. Только ведь
для того, чтобы зарабатывать, надо создать цивилизованный продукт. А в нашей сфере вовсю орудуют
пиратские порталы, с которыми никто не борется.

- А не будет ли конкуренции между эфирным вещанием и Интернетом?

-Нет. Они скорее дополняют друг друга. Интернетпозволяет не упустить слушателя после того, как он выключил приемник в автомобиле или дома и оказался наедине с компьютером или мобильным уст-
ройством. К тому же, не имея базы в виде редакции традиционного радио, во Всемирной паутине пока
не создать тот продукт, который может предложить традиционное радиовещание. Нерентабельно.

- Группа «Би-2» недавно запустила на вашем ресурсе Online Radio 101. ru собственный канал. Это один из вариантов развития?

- В принципе да. Думаю, что в отдаленной перспективе каждый сможет создавать в Интернете персональное радио. Регистрируешься, разрабатываешь формат, продаешь рекламу. Нужно только найти
правильный алгоритм взаимодействия между агрегатором контента, то есть нами, и теми людьми,
которые этот контент создают.

- Проблема защиты интеллектуальной собственности в таких условиях станет только острее... Мне кажется, что при сегодняшних темпах технологического развития люди начинают лениться и вместо создания уникального продукта собственного творчества используют чужой. Посмотрите на ссылки в том же Facebook: пользователи в большинстве случаев обмениваются не собственными впечатлениями, стихами, эссе. Конечно, ценность и скорость распространения, а также уязвимость
интеллектуальной собственности сегодня выше, чем 10 лет назад.

- Кто-нибудь из ваших коллег присоединился к соглашению со Всероссийской организацией
интеллектуальной собственности?

- Оговорюсь, что в данном случае мы обсуждаем скорее традиционное вещание, а не Интернет, хотя для ВКПМ это было важно, поскольку мы развивали онлайн-вещание как отдельный вид бизнеса.
Что касается игроков «обычного» рынка радиовещания, то заслуга здесь прежде всего принадлежит Российской академии радио, которая помогла найти компромисс, выступая от имени всех веща-
телей. Таким образом, мы выполнили требования законодательства, помогли правовым обществам
решить проблему неплатежей и сделали рынок более цивилизованным и прозрачным. Хотя многим
до сих пор интересно, куда деньги деваются. Наши отечественные артисты получают отчисления, но
суммы там смехотворные и несопоставимы с их заработками от концертной деятельности и побочных бизнесов.

- А тарифы от чего зависят?

- Первоначально максимальная ставка была 3% от выручки радиостанции, но после кризиса
игроки и правовые общества договорились о снижении ставок. Мы прекрасно понимаем, что это должно быть одной из основных статей расходов, но ведь есть перекос в другой сфере. Мы платим большие налоги, платим за технологическое обеспечение вещания. В США, к примеру, все по-другому: техника стоит дешевле, а авторские отчисления значительно выше.

- Получается, для вас забота об «авторских» сродни благотворительности?

Нет, авторы и исполнители - это наше все. Они должны получать деньги не только за исполнение раскрученных композиций во время гастролей. Пусть создают новые произведения и получают доход от востребованных в эфире песен. Дисциплина в сфере интеллектуальной собственности важна и для будущих бизнес-проектов и возможной экспансии на зарубежные рынки. Об этом тоже надо думать, не все же нам футбольные клубы приобретать. В целом в результате нашей совместной работы повышается авторитет российского радио, следом растет и стоимость бизнеса и его привлекательность для инвесторов. А сейчас ведь мало кто занимается радиобизнесом только для того, чтобы услышать музыку любимого артиста в эфире в любое время суток.

Сергей Рябов, Елена Шипилова, РБК