Нынешний год — юбилейный для современного радиовещания России. 30 лет назад появились первые негосударственные радиостанции: «Европа Плюс», «Эхо Москвы», «Ностальжи».
Вместе с тем 2020 год стал самым сложным для радиоотрасли в новейшей истории. Падение цен на нефть и курса рубля еще в первом квартале поставило под сомнение осторожные прогнозы стабилизации и роста рынка радиорекламы.
Пандемия коронавируса и введенные с 30 марта по всей стране ограничительные меры вызвали его беспрецедентный обвал.
К маю доходы крупнейших национальных вещателей упали по отношению к прошлому году более чем вдвое. Ситуация на региональных
рынках оказалась без преувеличения катастрофической – там падение составило от 70% до полного обнуления рекламных доходов.
Схлопывание рынка сопровождалось сокращением рекламного инвентаря.
Еще несколько лет назад наметилась тенденция уменьшения общей радийной аудитории, весной к ней добавился спад слушания. В период самоизоляции
временно потеряла актуальность привычка включать утренние радиошоу, почти исчез вечерний «драйв-тайм», когда люди возвращаются из офисов и много
времени проводят в пробках. Резкое падение автомобильного слушания не компенсировалось ростом домашнего. Внимание людей перераспределилось в
пользу интернета и телевидения.
В Москве объем ежедневной аудитории радио снизился во втором квартале более чем на 9%. По России аудитория в первом полугодии уменьшилась на 5,7% к периоду с октября 2019 года по март 2020-го.
Большинство вещателей, и в первую очередь региональных, не обладало достаточным запасом прочности. С одной стороны, вещателям пришлось максимально экономить. С другой стороны – присоединиться к мерам государственной поддержки и индустриальным инициативам по оптимизации расходов. Необходимость общеиндустриальных мер стала очевидной.
Не дожидаясь обращений с мест, Академия радио подготовила меры поддержки отрасли. Для этого мы вели переговоры с Администрацией
Президента, Минцифры, Роскомнадзором, РТРС. Оперативные вопросы обсуждались в основном в онлайн-чатах и зум-конференциях.
От имени Академии в этой работе участвовали президент, вице-президенты и генеральный директор.
Мы определили несколько приоритетных направлений.
Первое – это распространение мер государственной поддержки на радио в числе наиболее пострадавших отраслей.
На основании данных о падении доходов вещателей мы обосновали внесение радиоиндустрии в перечень наиболее пострадавших отраслей.
Подготовили предложения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) компаний, попадающих под действие мер поддержки.
Минцифры объединило наши предложения с данными других секторов медиаиндустрии и поддержало при рассмотрении в правительстве. Эту работу координировали заместитель министра Алексей Волин и директор департамента государственной политики в области СМИ Екатерина Ларина. Им мы особенно
благодарны за помощь и поддержку.
Общими усилиями удалось внести радиовещание в число наиболее пострадавших отраслей. Решение закреплено Постановлением Правительства России от 26 мая. Это позволило распространить существенные льготы и меры поддержки на многих вещателей. Прежде всего, на малые и средние предприятия, к которым относится большинство региональных радиокомпаний.
Основные меры поддержки следующие:
1) снижение размера и отсрочка уплаты страховых взносов,
2) отсрочка уплаты налогов и их списание,
3) субсидии и беспроцентный кредит на зарплату,
4) кредитные каникулы,
5) пониженная ставка страховых взносов,
6) компенсации по фонду оплаты труда,
7) зачеты по кредитам в случае сохранения определенного уровня численности персонала,
8) обнуление налоговых платежей со второго квартала – кроме НДС.
К сожалению, не нашло поддержки наше более радикальное предложение распространить эти меры и на рекламные агентства.
Второе направление работы – это включение крупнейших вещателей в перечень системообразующих предприятий.
Мы исходили из того, что этот перечень создается не на время пандемии, а на неограниченный период. Наличие в нем ведущих радиокомпаний подтверждает стратегическое значение радиоотрасли.
Мы разработали критерии системообразующей компании в радиовещании. Это охват вещанием не менее половины субъектов Федерации и еженедельная аудитория 0+ от 10 миллионов человек.
Нам удалось добиться того, что помимо диверсифицированных телерадиохолдингов – таких, как ВГТРК, ГПМ, «Мир» и «Звезда» – в перечень системообразующих вошли ЕМГ, РМГ, «Крутой Медиа» и «Мультимедиа-холдинг».
Выполнив ряд достаточно сложных условий, системообразующие компании могут получить государственные субсидии. Это залог устойчивости сетевого вещания и самой модели сетевого партнерства.
Третье направление – меры по смягчению лицензионных требований.
Кризис на рынке радиорекламы заставил радиостанции снижать расходы на вещание и производство программ.
Вещатели получили возможность воспользоваться двумя способами оптимизации расходов. Первый – снижение мощности передатчиков и сокращение продолжительности вещания, вплоть до его приостановки. Второй – сокращение доли местных включений в программах сетевых радиостанций. Это
потребовало изменений в вещательных лицензиях. Совместно с НАТ мы направили регулятору предложения о временном сокращении лицензионных требований.
24 апреля вышел приказ Минцифры № 196 Приказ предоставил право на отступление от лицензионных требований в части объема, территории и сроков вещания. Это стало существенным послаблением вещателям, правда, ценой снижения качества вещания.
Мы также предлагали позволить радиостанциям временно изменить соотношение местного и централизованного вещания, информационного и музыкального. Но эти предложения в приказ не попали.
Четвертым направлением стали переговоры о снижении выплаты авторским обществам.
Нам удалось вдвое снизить обязательный минимальный сбор с региональных радиостанций. Речь идет о выплатах в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) во втором и третьем кварталах. Мы также договорились, что эти организации не будут взимать штрафы за просрочку с вещателей, которые на начало второго квартала не имели задолженностей или погасили их на момент
обращения за льготой.
Пятым направлением стал перенос конкурсов на получение права на радиовещание с весны на осень.
Академия инициировала перенос с учетом сложностей выполнения конкурсных условий в период ограничительных мер.
Не все наши инициативы по поддержке отрасли реализованы. К числу отложенных на более подходящее время относятся предложения по изменениям
в рекламном законодательстве. Мы предлагали отменить ограничения на рекламу вина и пива, рецептурных лекарств, спортивного оружия, некоторых финансовых услуг. В условиях падения рынка предлагаемые изменения могут приносить вещателям дополнительный доход.
С экономической точки зрения радио сейчас самое уязвимое медиа. По прогнозам, потери радиоиндустрии по пессимистичному сценарию могут превысить 30% Вместе с тем предыдущие кризисы показали, что радиоиндустрия восстанавливается быстрее других. Со своей стороны, мы обязательно продолжим добиваться более благоприятных условий для вещателей.
Уважаемые коллеги, в этот непростой период желаю всем крепкого здоровья и выдержки.