Статьи
Алексей Венедиктов: Задача СМИ - разъяснять
20 мая 2009
Даже в период кризиса радиостанция «Эхо Москвы» продолжает работать в интересах аудитории и создавать новые полезные для слушателей программы. Сегодня наша беседа с главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым о новых социальных проектах радиостанции, нынешней ситуации в стране и роли СМИ в жизни общества.
- Алексей Алексеевич, с чем связано появление сразу нескольких социальных программ на «Эхе Москвы»?
- Одна из самых главных социальных программ, которую мы сделали совместно с Министерством обороны, - «Военный совет». После августовских событий у нас было несколько дискуссий с военными, и мы с пресс-секретарем Министерства обороны Александром Дробышевским решили придумать программу, в которой пытаемся рассказать слушателям, чем действительно живет сейчас армия, солдаты, офицеры и генералы в том числе. Мы говорили с министром обороны Александром Сердюковым, который обратился к своим подчиненным с просьбой приходить к нам на передачу и общаться с аудиторией. Вместе с Сергеем Бунтманом программу ведет бывший подполковник ФСБ Анатолий Ермолин, которому, в отличие от простых обывателей, лапшу на уши навесить невозможно. Сначала высокопоставленные военные соглашались на участие неохотно, но уже сейчас стали приходить с удовольствием. В последней программе у нас был ответственный по призыву и два солдата срочной службы. Оказалось, в армии есть масса специальностей, которые создают приоритет и в гражданской жизни, не говоря уже о социальных льготах. Это стало открытием и для нас, и для нашей аудитории.
Вторая программа, которую мы запустили, про миграцию, называется «Поехали». В чем суть проблемы, почему люди едут сюда, какие существуют законы и ограничения? На удивление, второе силовое ведомство, Федеральная миграционная служба, с нами тесно сотрудничает. Они дают практические советы: как легализоваться мигрантам, как поступать предпринимателям, какие существуют социокультурные проблемы.
И третья программа - кризисная - называется «Кредит доверия», где выступают экономисты. Они не дают советы, а рассказывают о своем видении нынешней ситуации.
- Обострились ли в обществе, на ваш взгляд, межнациональные отношения с началом кризиса?
- Предприниматели, пытаясь сэкономить, нанимают рабочую силу, которая дешевле. Такая практика существует во многих странах. Но вопрос в том, легален или нелегален трудовой мигрант. К сожалению, есть некие движения и партии, которые специально смешивают эти понятия. Легальный мигрант - это человек, которому российское государство дало право работать. У нас теперь граждане других государств имеют право даже в российской армии служить. Так почему же они не могут работать на стройке? Если Москва дала квоту, то мигрант, который трудится легально, такой же работник, как и коренной житель Москвы.
Надо бороться с нелегальной миграцией, с эксплуататорами мигрантов, но нельзя допустить, чтобы отдельные политические движения разжигали в таком многонациональном городе, как Москва, религиозную или этническую войну. В этом смысле я думаю, что мэр Лужков будет поддержан всеми СМИ в борьбе с национальной рознью в Москве. Кроме того, кризис делает людей более нервными. Безработица приведет к тому, что люди начнут искать виновных. Проблема есть, и городские власти об этом знают.
- Каким образом СМИ могут помочь стабилизировать ситуацию во время кризиса?
- Мы не можем увеличить цены на нефть или понизить цены на доллар. Мы должны разъяснять. Вернемся к «Военному совету». Если офицер увольняется, то он имеет право на... И дальше в студию должен прийти человек, который расскажет, на что именно. Если будут создаваться вакансии на общественных работах, то надо подробно рассказать об этом: сколько такая работа принесет денег, будет ли идти трудовой стаж и так далее. Задача СМИ - приглашать ответственных людей, которые могут разъяснить подобные вопросы, чье слово является гарантом истины. Офицеры на востоке распечатывают интервью гостей «Военного совета», приходят с ним к своим командирам и отстаивают свои права.
- Высок ли интерес слушателей к социальным проектам «Эха»?
- Программы только набирают обороты, но те проекты, которые многие считали имиджевыми, оказались весьма рейтинговыми. Мы даем возможность людям, принимающим решения и отвечающим за свои слова, обратиться напрямую к людям.
- Планируются ли еще социальные программы?
- Мы разговаривали с представителями Министерства образования на тему создания программы о студенчестве. Сейчас пытаемся найти формат новой передачи, где будем обсуждать проблемы высшего образования.
- Как чувствует себя «Эхо» в период кризиса?
- Напряженно, как и вся индустрия СМИ. Мы с тревогой ждем решения правительства по поводу реформы налогообложения. Повышение единого социального налога будет смертельным ударом для многих СМИ, прежде всего в провинции. В данном случае нас не может не радовать позиция Министерства экономики и даже Министерства финансов. Недавно Алексей Кудрин заявил о несвоевременности повышения налогов. Не повышайте нам налоги, тогда мы честно будем платить их вам - это формула сложилась еще в XIX веке.
Пока падение в индустрии незначительное, поэтому на сегодняшний день я не уволил ни одного человека, но было принято решение о сокращении зарплаты: у менеджмента - на 33%, а все остальные, кроме самых малооплачиваемых, получили сокращение от 2 до 7%.
- Как вы полагаете, насколько рациональные антикризисные меры предпринимает правительство?
- Правительство сделало правильно, поддержав банковский сектор. Теперь главный вопрос - кому раздавать деньги: производителям или потребителям. Грубо говоря, что лучше дать - рыбу или удочку. Я не экономист, но мне кажется, что надо стимулировать потребительский спрос. Но это не значит вкладывать в те предприятия, которые существуют на деньги налогоплательщиков уже двадцать лет, но продукцию которых мы не покупаем. Такие организации давно пора банкротить. В этом смысле кризис должен стать элементом санации.
- Отразился ли кризис лично на вас и вашей семье?
- Учитывая, что моя зарплата сократилась на треть, теперь не любой каприз сына я могу исполнить. Мы пересмотрели наши планы на лето и пришли к выводу, что сын проведет каникулы на даче, хотя до кризиса хотели всей семьей поехать с ним во Флориду в Диснейленд.
Интервью подготовила Инна ШКАРБАНОВА
Московская правда (Москва). - 09.04.2009.